Именины - дни памяти святых по Святцам
"Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." - Евангелие от Луки (X, 20)
Именины (или день тезоименитства) — день, соответствующий одному или нескольким именам, имеет религиозное значение у православных и католиков: именины — это день памяти святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени или в честь этого святого.
Происхождение слова "именины" восходит к словам "теза" ("имеющий такое же имя" - "тезоименитство"). Известно, что в дореволюционной России именины считались для православных жителей более важным праздником, чем день рождения.
Как определяется день именин? Имена святых занесены в Святцы (месяцеслов) — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека. Список имен святых постоянно обновляется, по мере того, как прославляются новые святые.
Так, в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские, поэтому если человек был крещен до 2000 года, то имя следует выбрать из изданий святцев до 2000 года. Если же крещение произошло после, то можно выбрать из более широкого списка имен.
Например, до 2000 года в лике святых была прославлена только одна Екатерина — святая великомученица, после же прославления новомучеников список имен расширился. Если имени нет в святцах, то человека крестят с наиболее близким по звучанию именем: Дина — Евдокия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица, Светлана — Фотиния. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса.
Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
В православии Празднование именин началось на Руси с XVII века. Православная традиция считает, что при крещении, когда человек приобретает церковное имя, вместе с ним он получает небесного покровителя — святого, по имени которого назвали человека. День памяти данного святого и является датой именин. Народное название именин — день ангела (святого небесного покровителя часто называют "ангелом"), хотя именины и день ангела (ангела-хранителя) — разные понятия.
Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин". Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.
В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.
Молитва небесному покровителю: "Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей".
Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины. Именины После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.
Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.
"Господь каждому из нас дает двух Ангелов, - учит нас Федор Едесский, - один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре".
"Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом".
Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души. Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.
Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю. Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем (именины). Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.
Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.
Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.
Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками. Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.
Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие. Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие. Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.
Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.
Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.
Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько? Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю. Как правило, днем именин является следующий за днем рождения день памяти святого, чье имя носит христианин.
Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря – следующий за днем рождения день, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская. Следует помнить такой нюанс: в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские: если вы крестились до 2000 года, то Ваш святой выбирается из святых прославленных до 2000 года. Например, если Ваше имя Екатерина, и Вас крестили до прославления новомучеников, то ваша святая – св. великомученица Екатерина, если Вы крестились после Собора, то можете выбрать святую Екатерину, чья дата памяти ближе к Вашему дню рождения. Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса.
Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают "победу". Как праздновать именины? В день Ангела православные стараются исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Если день ангела приходится на постный день или пост, то празднование и застолья как правило переносятся на непостные дни. В непостные дни многие зовут гостей, чтобы разделить с родственниками и друзьями светлую радость праздника.
Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. "По имени и житие твое да будет", — писал преподобный Амвросий Оптинский. Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении (и празднует именины): одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой.
Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.
Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.
Как же мы можем подражать святым? Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно. Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых. В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?
Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя. Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям. Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.
Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью! Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе. Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.
Как праздновать день своего Ангела? День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые "вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем".
Именины не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. В день, когда наступают именины, дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу. Дни "малых именин" не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.
"Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд; будьте святы, потому что Я свят. Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению.
Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему. Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением", — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
"Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию… Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога…Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом" (Православное исповедание).
"Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся…Впрочем, говорю это не для того, чтобы не святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами" (святитель Иоанн Златоуст). Самая простая молитва своему святому: "Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей".
"Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому…Помни: подобный подобного ищет" (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак.
Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица. В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Это "всё" — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток. Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши. Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники во многоглаголании своём.